Ации государственных краткосрочных обязательств, девальвации обменного курса рубля, введения моратория на осуществление валютных операций капитального характера - страница 16

^ (выдержки, курсивное выделение сделано редакцией)
По статье 8

В предлагаемой редакции статья не поддерживается, так как прибыль не является основной целью деятельности Банка России. Проблема состоит в эффективном использовании ресурсов этого банка.

По статьям 9 и 10

Привлечение краткосрочных кредитов Банка России для покрытия кассовых разрывов в ходе исполнения федерального бюджета не поддерживается, поскольку создан эффективно действующий механизм внутренних заимствований для покрытия дефицита бюджета путем выпуска государственных ценных бумаг, позволяющий привлекать дополнительные финансовые средства не только в течение бюджетного года, но и на срок, выходящий за его пределы.

В этой связи статьи 9 и 10 целесообразно исключить.

^ По статье 12 (ст. 11 в редакции от 20.11.91 г.)

Целесообразно ставить вопрос о реструктуризации долга Правительства Банку России.

Объем задолженности, которая сложилась за 1992-1996 годы, составляет 80 трлн. рублей ежегодных процентов по этому долгу в 1998 году весьма существенно влияет на сбалансированность бюджета.

Минфин России в 1998 году намерен выпустить среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги на сумму не менее 10 трлн. рублей с тем, чтобы средства, полученные Банком России при погашении Минфином России краткосрочных облигаций, были инвестированы в более длинные финансовые инструменты.

Что касается Сберегательного банка Российской Федерации, а также других коммерческих банков, имеющих в составе капитала долю государства (Банка России), то реструктуризация задолженности должна носить только добровольный характер, поскольку все эти банки имеют сбалансированную структуру пассивов и активов. В случае волевого решения можно спровоцировать невыполнение обязательств перед клиентами банков.


^ 3.4.3. ЗАМЕЧАНИЯ БАНКА РОССИИ по проекту федерального закона “О чрезвычайных фискальных, институциональных и законодательных мерах по преодолению бюджетного кризиса” (с сокращениями, курсивное выделение сделано редакцией)
1. Согласно статье 3 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” одной из основных целей деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. В названной статье также зафиксировано, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Кроме того, статьей 5 указанного закона исчерпывающим образом определены пределы вмешательства Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в деятельность Банка России, а также устанавливается, что Банк России в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами независим в своей деятельности и федеральным органам государственной власти прямо запрещается вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий и принимать решения, противоречащие Федеральному закону “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”.

Необходимо также отметить, что Банк России не может осуществлять планирование прибыли, так как ее размер зависит от развития экономической ситуации в стране и от выбора инструментов денежно-кредитной политики, проводимой Банком России. Именно с учетом задач Банка России и экономических реалий построена норма статьи 26 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), регулирующая порядок перечисления прибыли Банком России в федеральный бюджет.

В связи с вышеизложенным, считаем необходимым статью 8 проекта федерального закона, предусматривающую планирование прибыли Банка России и предоставление проекта плана прибыли Центрального банка Российской Федерации на утверждение Федерального Собрания, исключить из текста проекта, как противоречащую основным целям деятельности Банка России.

2. Статью 9 проекта федерального закона следует исключить, так как содержащиеся в ней нормы регулируют отношения, не являющиеся предметом данного проекта закона.

3. В течение 1997 года осуществлялась плавная реструктуризация внутреннего государственного долга, которую планируется продолжить и в 1998 году. В ходе реструктуризации планируется изменить структуру финансирования дефицита федерального бюджета за счет увеличения доли средне- и долгосрочных инструментов со сроком обращения свыше 2 лет. В то же время доля ГКО будет снижаться.

Насильственная реструктуризация внутреннего долга с помощью конвертации государственных обязательств в купонные облигации государственного займа со сроком погашения 10 лет и с купонным доходом равным темпу инфляции плюс 4% годовых (как это предлагается в статье 11 проекта федерального закона) является нарушением эмитентам ранее принятых на себя обязательств и противоречит пункту 4 статьи 817 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми изменение условий обращения выпущенного государственного займа не допускается.

Кроме того, данная мера причинит непоправимый вред рынку, через который в 1998 году будет профинансировано около 70% дефицита федерального бюджета. Помимо этого, такая принудительная реструктуризация может вызвать отток средств иностранных инвесторов, что также уменьшит ресурсную базу финансирования федерального бюджета.

С точки зрения бюджетной политики мера также может иметь негативные последствия в будущем. Конвертация государственных обязательств в ценные бумаги со сроком обращения 10 лет с фиксированным доходом 4% годовых сверх темпа инфляции означает перенос бремени по погашению государственного долга на более поздний срок. Причем, учитывая тенденцию снижения процентных ставок на финансовом рынке (как номинальных, так и реальных), через некоторый период времени обслуживание внутренней задолженности станет обходиться бюджету слишком дорого.

Предусмотренное абзацем вторым статьи 11 указанного проекта погашение Банком России государственных краткосрочных обязательств (ГКО), находящихся в собственности Сберегательного банка России, вызовет адекватный эмиссионный всплеск, что вместе с предлагаемой реструктуризацией всего рынка ГКО-ОФЗ приведет к катастрофическим последствиям для всей экономики России. Такая мера совершенно подорвет доверие к Правительству Российской Федерации не только со стороны российских, но и зарубежных финансовых и нефинансовых организаций.

Кроме того, данная мера выведет из состава участников рынка ГКО крупнейшего оператора, что негативно скажется на ликвидности рынка, в то же время это может отрицательно сказаться на структуре активов Сберегательного банка, а это в свою очередь отразится на вкладчиках этого банка.

Учитывая вышеизложенное, Банк России считает необходимым исключить статью 11 из проекта федерального закона.

9068583152207309.html
9068620887708958.html
9068772766916775.html
9068862586374835.html
9068992932862821.html