Культура Древней Греции Начал по конспект


Культура Древней Греции


Начал по конспекту.

Многие граждане греческих городов принимали участие в религиозных массовых ритуалах. Это было связано со специальным обучением знанию религиозных обрядов.

Жрецы объединялись в специальные организации (коллегии), проводили свои собрания. Как и у других народов, храмы Греции выполняли разнообразные функции, они были особыми экономическими центрами общества, где существовали ссудные кассы.

В греческой культуре в честь богов устраивали всевозможные праздники: Апполону весной посвящали Дельфинарии, Богине Афине – Панафинеи, Деметре уделяли дважды в год особые почести, символизировавшие отношения жизни и смерти. Четыре раза в год праздники посвящали богу виноделия Дионису – Малые и Большие Дионисии с эротическими ритуалами, излияниями вина, веселыми карнавалами.

Особый характер греческой культуры определил отношение греков к смерти, погребальным культам. Мир бога Аида, Тартар, отделен от живых реками Стикс и Лета – смерти и забвения. Через них переправлял души умерших Харон. В этом темном, мрачном, пустынном мире блуждали в тоске души. Вход в него охранял Цербер – трехглавое чудовище. Греческой мифологии характерно обращение к подобным образам – кентавр, медуза, сирена. Они воплощали негативные силы природы, человеческие качества.

Сами греки были поклонниками силы, красоты, ловкости и бесстрашия, что нашло свое воплощение в особо почитаемом культе героев. В разных краях прославляли Одиссея, Ахиллеса, Геракла, Прометея а так же других. Именно они стали воплощением важных для греков духовных и физических ценностей.

Вопросы образования и воспитания были для античных государств не менее важными, чем вопросы политики. Родители несли ответственность перед обществом за воспитание детей. Им давали не только интеллектуальное, но и музыкальное, физическое воспитание.

В древней Аттике (столица Афины) у детей было три учителя: грамматист, который обучал чтению, письму, литературе; кифарист – специалист по музыке и педотриб, способный дать хорошую физическую подготовку. Что касается девочек, то они до семи лет были под опекой матери и няньки, свободные от каких-либо обязанностей. В семь лет в Афинах под руководством матери их учили прядению, ткачеству, иногда учили читать и писать. Но, как правило, образование девочек волновало государство в меньшей степени, чем воспитание юношей и чему обучат девочек в семье, полностью зависело от желания родителей.

В Афинской академии раз в четыре года проходили не менее знаменитые, чем Олимпийские игры, состязания интеллекта. С ритуалом организации состязаний связан бег с факелом, сохранившийся и в современном мире при проведении спортивных состязаний.

В древней Лаконии (Столица Спарта) было другое воспитание. Интеллектуальная подготовка в Спарте ограничивалась умением читать и писать, знанием нескольких религиозных и военных песен, а также знаниями о традициях спартанцев, их истории, религиозных обрядах. Основной упор в Спарте делался на физическую подготовку детей. Их закаляли, воспитывая упорство и выносливость, умение переносить любые тяготы и лишения, голод, стужу, боль. Мальчиков секли розгами перед алтарем богини Артемиды. Выдержавшими испытания считались подростки, которые во время порки не произнесли ни звука. В самом конце обучения юношу ждали серьезные испытания; он отправлялся странствовать по стране один, практически без одежды. Целый год молодой человек блуждал по горам и долам, скрываясь так, чтобы никто не мог его найти, сам добывал себе пищу, спал мало и всякий час был на чеку, чтобы никто не мог его выследить и застать врасплох. Выдержавших это испытание допускали к совместной трапезе взрослых мужчин.

В Спарте воспитанием девочек занимались серьезно – ведь их готовили стать матерями будущих граждан-воинов. Девочек, как и мальчиков, обучали с семи лет. Девочки занимались гимнастикой наравне с мальчиками, упражнялись в беге, метании диска, даже в борьбе. Их учили пению и танцам, так как они были обязаны участвовать в религиозных мистериях.

Гомеровский Период. Период, названный гомеровским, отразил то влияние на античность, которое приобрели поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада» в искусстве, образовании, воспитании, исторической науке, языке. Эти поэмы были записаны лишь в VI в. до н.э., почти через триста лет после их создания. Семь городов Греции оспаривали право почитаться родиной Гомера. Однако и в наши дни существуют спорные мнения в науке о реальности и самого поэта и авторстве поэм. «Илиада» посвящена событиям троянской войны., прекрасной Елене, ее мужу Менелаю и похитителю царевны Парису, сыну троянского правителя. В ней автор отразил нравственные и эстетические ценности, сам дух греческой культуры.

От гомеровского периода сохранились своеобразные по стилю керамические изделия, особенно вазы. Их украшали геометрические фигуры и орнамент.

В VIII веке до н.э. греки создали полноценное фонетическое письмо, заимствуя часть его символов в алфавите Финикии, добавив новые знаки для обозначения гласных. В начале буквы не имели единообразного начертания, а в IV в. до н.э. был принят нормативный алфавит, единый для всей Греции.

Фиксация поэм Гомера, проведенная в Афинах, ознаменовала конец «эпического» периода. В новых условиях жизни эпос (мифы), как и вся предшествовавшая культура, уступил место иным формам, отразившим эпоху сложных социальных конфликтов и получившую название архаической.

Культура периода архаики. В культуре этого периода («архайос»-древний) Целью искусства становится создание красоты, которая символизирует духовное и физическое совершенство, добро. Особое внимание уделяется нравственному и патриотическому воспитанию гражданина.

Архаическая культура развивалась, начиная с VIII в. и по VI в. до н.э. в условиях, изменивших греческий мир. Основу для дальнейшего развития культуры составили: классическое рабство, система денежного обращения, демократическая система управления.

Сформировались основные виды греческого искусства, а так же его жанры. Это было время становления греческой аристократии и ее художественных запросов, системы ценностей. Она нашла отражение в возведенных в этот период храмовых комплексах, служивших не только центрами греческих городов, но и особыми священными территориями.

Храмы для греческих полисов сохраняли тот тип построек, которые Греция унаследовала от эгейской культуры. Это было здание - мегарон. Но именно в этот период формируется знаменитая ордерная система, представленная дорическим и ионическим ордерами. Слово «ордер» латинское и означает использование при строительстве единой меры измерений. Соединивший несущие части зданий (стереобат) и верхнюю платформу (стилобат) со стоящими на них опорами-колоннами. Каждый ордер – это особый вариант, своеобразное воплощение подобной идеи: ионический – легкость, изящество; дорический – приземистость, тяжеловесность. Часто в дорическом стиле использовали колонны с ложбинками (каннелюрами).

В ионическом стиле, который возник в городах Малой Азии, больше проявилось восточное влияние, использовался растительный декор. Архитектурные детали ярко раскрашивали. Греческая архитектура была полихромной (цветной). Раскрашивались элементы верхней части храма, например, поля фронтов и триглифы – в синий цвет, метопы – в красный. А отдельные детали покрывались позолотой. Колонны оставались нераскрашенными, но естественный цвет мрамора (от жёлтоватого до серовато-голубоватого) участвовал в создании общего колорита. Вместе с цветной скульптурой это придавало зданиям торжественный и праздничный вид.

Использование колонн было разнообразным. Они опоясывали всю постройку, оформляли городскую площадь, портики. До наших дней сохранились в г. Пестуме дорические постройки храмов. Это целые комплексы, построенные на освященных местах, где увидели люди знаки богов. Все святилища хранили дары городов и граждан (вотивы) – это были скульптуры, установленные вдоль дорог, ведущих в храмы. Здесь же устанавливали памятники тем спортсменам, которые одержали победы в спортивных состязаниях.

Понимание гармонии и соразмерности сохранили греки в умении использовать при строительстве ландшафт, делая природу не фоном, а гармонической частью ансамблей.

В VI веке было создано в г. Эфес «греческое чудо» - храм Артемиды. Он обладал собственной властью и его территория считалась неприкосновенной. Его строительство было поручено Харсифрону, прибывшему из г.Кносс. Это святилище было длиной 110 м., а шириной – 55 м. Его окружали 127 колонн. И сама постройка, и ее крыша была сложена из мрамора.

Греки участвовали в конкурсе на право создания скульптуры богини Артемиды. Это были знаменитые мастера – Фидий, Поликлет, Кресилай. Несколько раз храм горел, но был восстановлен. Однако после утверждения христианства, судьба языческого храма была предрешена.

Развитие архитектуры усилило интерес к его декору с использованием скульптур. Первоначально скульптурные изображения раскрашивали. В этом проявлялось влияние традиций древнего Египта, впоследствии в них проявилась естественная красота камня-мрамора. Греческие мастера использовали мрамор того цвета, который имитировал цвет человеческой фигуры, по завершению работ скульптуру натирали для блеска воском. Художники ставили своей целью выявление видимой, земной красоты. Однако сохранили влияние искусства Месопотамии и Египта.

Основные темы в скульптуре – античные сюжеты, изображения курсов (обнаженных юношей) и кор (девушек в одеяниях) с полуулыбкой на лицах. Она даже получила особое название «архаическая улыбка». В 1886 г. во время раскопок в г. Афины были найдены сохранившиеся скульптуры кор, поражающие своей реалистичностью.

Для реализации замыслов мастера использовали круглую скульптуру, рельеф, барельеф и горельеф, делая изображения разными по объему на плоскости. Мастера Греции работали и в жанре живописи. Особую ценность представляет роспись ваз.

Сохранившиеся вазы позволяют сделать вывод о необычайно высоком уровне искусства вазописи. Форм, размеров, видов этих предметов очень много. Это пиксиды для хранения ювелирных изделий, килики и скифосы для вина и т.п. Знамениты школы этого вида искусства, мастера которых изобразили столь разнообразную жизнь жителей Греции, природу, морскую стихию и животный мир, что по ним можно изучать греческую культуру. Необычной красотой отличаются чернофигурная и краснофигурная керамика. Она воплощала закон функциональности, согласно которому предмет должен быть полезен и красив.

Чернофигурную керамику украшали декоративные изображения с силуэтами фигур, напоминающих египетские.

С VI века начинает доминировать краснофигурная керамика, фон которой становится черным. Богатая коллекция таких произведений представлена в Эрмитаже. На предметах, выставленных в музеях, можно увидеть мир греческих героев и богов.

Приземленность религии, разнообразие культов, мифов создавали в Греции особую духовную атмосферу, располагавшую к свободному мышлению и появлению философских концепций устройства мира. К тому же встречи греков с различными культурными мирами, развитие ремесел, трубующих от мастеров здравого смысла и смекалки, привели к достаточно радикальной для того времени рационализации греческого мировосприятия. И в VI. До н.э. появляется одно из величайших завоеваний греческой культуры – философия, зарождается протонаука. К примеру, Анаксимандр одним из первых описал космос как циклический физический процесс. Фалес своей теоремой о равнобедренном треугольнике впервые ввел доказательство в математику. Пифагор заложил основы геометрии, выработал аксиоматический метод построения науки, создал прообраз научного сообщества. В VI в. до н.э. начала складываться греческая система начального образования с музыкально-гимнастическим уклоном (гимнастика, музыка, танцы, письмо и чтение).

Большое место в греческой культуре периода «архаика» играла поэзия. Самым ярким эпическим поэтом считался Гесиод. В поэме «Труды и дни» он утверждал, что счастье человеку приносит лишь богатство, которое добыто собственным трудом. Однако в целом эпос уже отходил на второй план, уступая пальму первенства лирической поэзии, прославлявшей пиры, игры ,любовь, воспевавшей не подвиги героев, а простые человеческие чувства, поднятые на божественную высоту. Выдающимися лириками VIII- VI вв. до н.э. были Алкей, Анакреонт и Сафо (Сапфо), Архилох.

В период архаики приобретают значимость те жанры литературы, которые отражают гражданскую позицию жителей полисов. Это звучало в поэзии Тиртея в жанре элегии.

Отражая происходившее в обществе события, греческое искусство послужило основой, продолжение которой и высшее развитие пришлось на период, получивший название классический.


^ Классический период



Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен греко-персидскими войнами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии. В первой трети V в. до н.э. греки вели войну против персов. Борьба за независимость заставила их сплотиться в военном союзе. Греки разбили персов при Марафоне, Соломине и под Платеями. После войны культурный центр Греции переместился в Афины. Последовавшие притязания афинян на господство над остальным греческим миром стали возбудителем спокойствия в эллинском мире. Зависимые города восставали против власти Афин, но всякий раз терпели поражение. Наконец между Афинами и Спартой разразилась Пелопоннесская война (431—404 гг. до н.э.). Ее итогом стало уже поражение Афин. Произошло крайнее ослабление всех эллинских полисов. Стоит ли удивляться тому, что в 338 г. до н.э. окрепшее Македонское царство фактически подчинило себе греков.

Для экономической жизни классической Греции характерно расширение ремесла и торговли одновременно с сокращением доли производства зерновых. С этими процессами связано падение политической роли деревни: свободное население перебиралось в города. Усилилась социальная дифференциация, интенсивно росло рабовладение.

Политическая жизнь Греции V в. до н.э. испытывала сильное влияние Афин, где Перикл, избранный стратегом в 444 г. до н.э., завершил процесс построения демократического общества. В Афинах действовали основные принципы демократии: свобода слова, равные возможности в занятии должностей (сочетание системы жеребьевки и выборов), равенство перед законом, коллегиальность управления. Существенную роль играли народное собрание, суд. Однако многие жители (рабы, женщины, переселенцы из других полисов, рожденные в смешанных браках афинян с неафинянами) не могли участвовать в политической жизни.

Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. Она включалась в систему законов, отражавших права и обязанности свободных граждан греческих полисов. При наиболее серьезных преступлениях, какими считались убийства, государственная измена, безбожье, назначалась смертная казнь. Осужденному предлагалась самому привести приговор в исполнение путем принятия яда, использования меча или веревки.

Многие законы определяли возможности греков в получении образования. Идеал античного образования в IV в. до н.э. заключался в надстраивании над начальными знаниями интеллектуальной системы, которая включала в себя грамматику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, теорию музыки и занятия спортом. Можно было углублять свои познания в школе риторики Исократа, заняться философией в Академии Платона или Ликее Аристотеля. Аристотелем была сформулирована и главная цель образования: формирование способности к логическому мышлению и освоение фундаментальных знаний, объединяющих различные области науки и искусства.

В Греции классического периода изменилась концепция градостроительства. От хаотических застроек и узких улочек, архитекторы перешли к теории и практике регулярной застройки городов (Гипподамов корпус). Частные дома граждан выглядели очень просто: стены из кирпича-сырца и внутренний дворик. Лишь пол щедро украшался мозаикой.

Третьим ордером возникшем в этот период становится коринфский. Коринфский ордер похож на ионический, но более богат декоративно-орнаментальным убранством. Капители его колонн украшены стилизованными изображениями растений. Греческие зодчие относительно редко работали в этом стиле. Он больше пришелся по вкусу архитекторам Рима. Первые из найденных археологами коринфских колонн находились в храме Аполлона в Бассах (IV в. до н.э.).


Классический период — время небывалого расцвета греческого искусства. Архитектура развивалась благодаря строительству акрополей, разнообразных общественных сооружений. Самый грандиозный из архитектурных комплексов этого периода — ансамбль Акрополя в Афинах, воздвигнутый в V в. до н.э. на месте разрушенных персами храмов.

Асимметрично расположенные постройки комплекса объединяла единая художественная идея, единый принцип равновесия составных частей в границах ансамбля. Главным архитектором Акрополя выступил Фидий. Он же как скульптор выполнил ряд фигур в центральном храме комплекса, главном святилище Афин — Парфеноне (447—438 гг. до н.э.). Храм был посвящен покровительнице города Афине-Парфенос (Афине-Деве) и символизировал победу греков над врагами. Зодчими этого величественного здания были Иктин и Калликрат. Кроме Парфенона в ансамбль Акрополя входили Эрехтейон (в нем совершались обряды в честь Афины и Посейдона), храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой), Пропилеи (парадный вход в комплекс), бронзовая статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) работы Фидия. У подножия Акрополя поставили одеон (крытый театр для музыкальных представлений) и театр Диониса.

В г.Олимпия архитектором Либоном Элидским возвигнут в У веке храм, ставший чудом света. Скульптуру Зевса для этого сооружения создавал знаменитый Фидий. Высота скульптуры – 12,5 м., а материал, из которого скульптор соорудил свой шедевр – золото, слоновая кость, черное дерево и кедр. Сам Фидий говорил, что создал Зевса по образам поэта Гомера.


В скульптуре классического периода утвердился общегреческий идеальный художественный образ человека, выражавший гармонию физического и духовно-нравственного начал. Греки были убеждены, что красота человеческого духа может быть выражена только в совершенном, сохраняющем величавое спокойствие даже в движении теле, а лицо должно передавать возвышенную одухотворенность. Такой идеал породил две особенности греческой классической скульптуры: стремление к максимально точному, пропорционально выверенному изображению тела и дистанцирование от индивидуально-портретных черт. Одной из центральных проблем в скульптуре этого периода становится выражение движения, характеризующегося ритмом, целостной завершенностью и гармонией.

В период классики сложились представления, что скульптуры должны воплощать идеальную красоту и физическое совершенство. Это нашло свое воплощение в работах Поликлета, посвященных выдающимся спортсменам. («Диадумен», «Дорифор»). Греческая эстетика предполагала исключить из искусства уродства и страдания, чтобы не искжать красоту. Поликлет поставил перед собой задачу точно определить пропорции человеческой фигуры отражающие совершенную красоту. Эти параметры таковы: голова – 1/7 всего роста, ступня – 1/6, лицо и кисть – 1/10. Представления, подобные этим, он изложил в произведении «Канон», не сохранившимся до наших дней.

Поликлет впервые заменил «движение действия» движением, совершающимся без всякой видимой цели. Такого эффекта он добился, прибегнув к принципу контрапоста — равновесия «правой и левой стороны тела: опирающейся правой ноге соответствует свободно свисающая правая рука, а свободной левой ноге — напряженно согнутая левая рука» (Б.Р. Виппер). Впервые принцип контрапоста был применен Поликлетом в работе «Дорифор» (копьеносец), в которой он воплотил идеал атлетически совершенного спортсмена и гражданина. Реалистическая передача пластики тела, торжественная сдержанность движений подчеркивают монументально-героический характер произведения.


Фидий с учениками создал скульптурные группы и рельефы Парфенона, осуществив органичный синтез пластического искусства и архитектуры. Глубина пространства достигается наложением фигур друг на друга. Кажется, что скульптура рождается из архитектурных конструкций. Сюжеты композиций Парфенона отражали известные всем афинянам мифологические события. Восточный фронтон храма был посвящен рождению Афины; западный — спору богини с Посейдоном за власть над Аттикой; на метопах помещались рельефы целого ряда легендарных сражений. Жизнь — вечная борьба, но человек может победить в ней, и боги проявят к нему благосклонность — таков гражданский пафос скульптуры Парфенона. Фидию принадлежали также огромные (несохранившиеся) статуи Афины-Девы из Парфенона и Зевса Олимпийского (одно из семи чудес света) из посвященного ему храма, выполненные в хрисоэлефантинной технике (наложение на деревянный остов пластин из золота и слоновой кости).

В У веке до н.э. свои работы создавал Мирон. Красноречиво стремление отразить идеальный образ физически развитого юного тела воплощено в произведениях Мирона. «Дискoбол» — одна из самых известных его работ. Атлет замер в состоянии наивысшего напряжения перед броском диска — в его фигуре Мирон сумел передать единство статики скульптурного изображения и естественную жизненность движений, внутреннее напряжение, собранность спортсмена.

Во времена поздней классики свои произведения создают Скопас и Пракситель. Скопас работал во многих городах Греции, но более всего прославился своим фризам для Мавзолея в городе Галикарнас. После смерти правителя этого города его жена приказала двум архитекторам Пифею и Сатиру создать гробницу. Знаменитые скульпторы Греции работали над ее украшением. Были изображены сцены из мифологии об амазонках, кентаврах, лапифах.

Для скульптуры IV в. до н.э. характерен более сложный и в некотором смысле противоречивый взгляд на жизнь. Постепенно утрачивалась ориентация на идеал уравновешенно-гармонического существования человека. Появились первые попытки воспроизвести экстатические переживания через эротическую пластику тела (Скопас, «Менада»). Особая лиричность и самоуглубленная мечтательность свойственна персонажам Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках»). И все же лица греческих статуй по-прежнему не несли отпечатка индивидуальности, они выражали лишь типы эмоциональных состояний. Исключением стали скульптуры Лисиппа, впервые наделенные индивидуально-портретными чертами («Апоксиомен»).


Сдвиг в сторону реалистичности сопровождался преодолением условности изображений и обращением к линейной перспективе в живописи. Мастеру настенных росписей Полигноту приписывают авторство изобретения приемов, передающих глубину пространства с помощью размещения фигур на разных уровнях. Аполлодор, писавший станковые картины на досках, считается первооткрывателем светотени.


Классический период — время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. На первый план выделяется театр — один из любимых всеми гражданами полиса видов зрелищ.

Предшественником трагедии был жанр дифирамба — хоровой песни, связанной с культом Диониса. Основатель античного театра Феспид еще в VI в. до н.э. добавил к хору актера-декламатора, таким образом, создав предпосылку для диалога. В V в. до н.э. актеров стало два, а затем и три. Они могли участвовать в драматическом действии независимо от хора. Но хор продолжал активно присутствовать в трагедии, комментируя происходящее и иногда вступая в диалог или даже в полемику с героями. Хор начинал и заканчивал трагедию, а также пел между отдельными сценами — эписодиями.


Главная тема греческих трагедий — встреча героя с судьбой, Роком. И хотя Рок непреодолим, герой все-таки борется с ним. Мужество сопротивляться обстоятельствам и стремиться к величию свободного человека — проявление героического идеала греческой культуры. Трагедия давала зрителю заряд энергии, помогавший лучше приспособиться к жизни с ее борьбой и страданиями и при этом сохранить достоинство. Выдающимися авторами трагедий V в. до н.э. были Эсхил, Софокл, Еврипид. История сохранила до нашего времени от богатого наследия Эсхила шесть его пьес, а также 18 драм, созданных Еврипидом.


В трагедии «Орестея», Эсхил решает проблему неотвратимости действия закона мировой справедливости. Судьба у поэта осмысливается как кара богов за зло, которое несут преступления людей. В трилогии «Прометей» Эсхил восстает против безусловного подчинения богам и традициям. Главный вопрос, который задает Эсхил во второй части трагедии «Прометей прикованный»: «Всегда ли справедливы боги?» Развязка этой коллизии наступает в третьей части трагедии «Прометей освобожденный»: Зевс примиряется с Прометеем, а Прометей признает право Зевса повелевать миром. Закон справедливости восстановлен. Так утверждается Эсхилом нравственный идеал греков.

Та же тема борьбы с Роком и осмысление тайны Рока содержатся в трагедии Софокла «Эдип-царь». Главный ее герой Эдип — воплощение греческого идеала нравственности: настоящий патриот, мужественный, разумный, деятельный человек. Но над ним висит роковое пророчество: он убьет своего отца и женится на матери. В конце концов пророчество сбылось. Потрясенный Эдип жестоко наказывает себя — выкалывает себе глаза. Такова фабула трагедии. Но преступления несчастный Эдип совершает, непроизвольно. «Разве можно карать за то, что сделано в неведении?» — главный вопрос Софокла. За ним стоит реальная жизнь, в которой даже самый набожный, нравственный, разумный человек страдает и умирает. В чем же его вина перед богами? Ответ Софокла так же глубок, как и вопрос. Вина Эдипа в том, что он — человек и как человек не может не действовать. А действия вызывают цепь последствий, которые не всем дано предвидеть и которые часто выходят из-под контроля отдельной личности.

Еврипид в трагедиях («Медея», «Гекуба», «Андромаха», «Вакханки» и др.) сосредоточивается на частной жизни героев, их страстях, оказывающихся сильнее воли. Древний автор наполнил античную трагедию напряженным психологизмом. Борьба чувства и разума открывает в каждом из персонажей Еврипида тот неподконтрольный мир, который столь же глубок, как и божественно-природный универсум. Человек в трагедиях Еврипида ни в чем не может найти опору. В этом положении отразился надвигавшийся кризис греческой цивилизации. Открытие трагического во внутреннем мире личности составило основу дальнейшего развития жанров трагедии и драмы.


Другим важным жанром греческой литературы стала комедия. В ней смех был поднят до высот великого искусства. Не только слезы, но и смех могут очистить и возвысить человека — таков пафос греческой комедии. Исток этого жанра кроется в различных формах народных увеселений и фаллических песнях. Для греческой классической комедии были характерны критика социальных язв полиса и высмеивание человеческих пороков. Ярким тому примером служит творчество Аристофана («Птицы», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.).

Аристофан создал комедии на основе политической сатиры, с использованием карнавального сюжета. В его комедиях представлены различные социальные слои. Он соединяет по ходу сюжета реальное с фантастическим и абсурдным.

Подобные представления были для греков праздником. Длились они целый день. В них состязались знаменитые драматурги. Победителей ждали уважения и почет, а фразы их произведений входили в обороты речи. Актерами были мужчины, для усиления эффекта по сценарию они носили специальные маски и костюмы, обувь на высокой платформе ( котурны). Представления шли с использованием декораций и технических приспособлений. Для их посещений выделяли специальные стипендии для неимущих.

Популярность театра оказала влияние на архитектуру. Зодчие разработали тип конструкции театра с использованием рельефа местности. В холмах и горах вырезали полукружьем скамьи, вторая часть конструкций – сцена, за которой располагались алтарь и различные постройки. Такие театры вмещали до 20 тысяч зрителей. Самый знаменитый театр, в котором ежегодно проводятся состязания древнегреческих пьес, находится в г.Сиракузы. Греческий театр заложил основы современного театра Европы.


В классический период обозначились характерные черты античной интеллектуальной культуры. Это было время отделения от натурфилософии самостоятельных наук. В их основе сохранялся теоретический анализ мира. проводимый философами – мудрецами. Многое они обсуждали и многое передавали своим ученикам. Для этих целей появились специальные центры: Лицей Аристотеля, Академия Платона. В V—IV вв. до н.э. наивысшего расцвета достигла философия, в трудах Аристотеля закладывались основы естествознания, Демокрит сформулировал атомистическую идею строения материи, Евдокс создал геоцентрическую систему, которая вплоть до XVII в. считалась неопровержимой, Геродот и Фукидид заложили основы истории, опираясь на принципы достоверности и объективности, а Гиппократ положил начало переходу от религиозно-магического представления о человеческом организме и его болезнях к рационалистическому. Это позволило от медицины жрецов перейти к медицине врачей – профессионалов. Они изучали природу сна, гипноза, лечебных свойств воды, влияние музыки на состояние организма. Греческие ученые составили солнечные и лунные календари, а также особую науку – гномику, связанную с изучением времени и созданием различных видов часов.

Таким образом, в классический период наиболее полно проявились типологические черты греческой культуры, были созданы произведения искусства, литературы, а также философские системы, ставшие достоянием не только античной, но и всей европейской культуры.

^ Эллинистический период


Завоевательный поход Александра Македонского на Восток и образование им империи положили начало новому этапу в развитии античной культуры. Огромнейшее государство Александра, державшееся только силой оружия, после смерти властителя распалось на ряд монархий, сочетавших в себе восточные и греческие формы правления. Период их существования потому и называют эллинистическим. Его культура имела эклектический (сочетание греческих и восточных традиций) и экстенсивный (тиражирование прошлых культурных образцов, их систематизация) характер. Интенсивно развивалась только наука.

Характерной чертой эллинистической культуры стала урбанизация. Новые города Египта и Азии были греческими по облику, быту, но их правители тяготели к не характерной для греков восточной роскоши. В городах сосредоточились материальное богатство и культурные достижения.

Столицы эллинистических государств – Антиохия, Пергам и другие, позволяют судить о размахе градостроительства. Греки перестраивали свои колонии и старые восточные поселения ( города Приена, Никея).

Из греческих городов мощным культурным центром оставались Афины. На театральные представления, спортивные состязания и религиозные церемонии сюда съезжались зрители и участники из соседних государств. Многочисленные скульптурные мастерские поставляли во многие города копии произведений выдающихся ваятелей Греции. Философские школы, созданные Платоном и Аристотелем, оказывали заметное влияние на протонауку и образование.

Но главным центром эллинистического мира стала Александрия Египетская — огромный город, важнейший финансовый и торговый центр с крупным портом. Мировую славу Александрии принесли построенные в III в. до н.э. Мусейон и библиотека (последняя насчитывала до 700 000 книг). В центре эллинистического образования были созданы все условия для занятия научными исследованиями и учебой (лекционные залы, исследовательские лаборатории, ботанический и зоологический сады, гостиница). Проживание и работа его организаторов оплачивались государством. В Александрию стекались талантливые ученые и поэты той поры.

Во времена Александра Македонского греки возвели необычный маяк на острове Фарос в 283 г до н.э. всего за пять лет. Высота его 180 метров. Его величие служило символом власти династии Птолемеев. Маяк уникален не только размерами, но и техническими решениями: шахты, пандусы, система зеркал и освещения.

Эллинизм — период наивысшего расцвета греческой науки. Не религия, не искусство, а именно стремление к рациональному познанию мира двигало развитие духовной культуры этого периода. Для переписки книг привлекали рабов, поэтому количество книг росло, а их цена снижалась. Все больше людей пользовались книгами, и, в конце концов, устная ученая греческая культура уступила место культуре письменного слова.

Эллинистическая наука становилась более многогранной. Среди ее самых высоких достижений следует выделить геометрию Евклида, гелиоцентрическую гипотезу Аристарха Самосского, опыт соединения науки и техники в механике Архимеда, изобретение паровой турбины Героном Александрийским, исследования в области физиологии и анатомии Герофила и Эрасистрата. Полибий предпринял первую попытку описать всемирную историю, Эратосфен измерил окружность земли и создал ее карту с параллелями и меридианами, Теофраст заложил основы ботаники и зоологии, а Зенадот Эфесский и Филет Косский создали первые книги по истории литературы, словари, занимались проблемами лексики.

А для классических жанров литературы эллинизм стал временем заката. Героический и гражданский пафос эпоса и трагедии оставлял публику равнодушной, поскольку себя исчерпал прежний порядок полисной жизни. Она предпочитала поэзию малых форм — например, полные изящества и элитаризма эпиграммы и гимны Каллимаха, отвлекающие от жизненных забот мимы Герода. От литературы ждали прежде всего показа обособленного мира отдельного человека. Публика искала в поэзии наслаждения и занимательности. Из комедий исчезла политическая проблематика, ее сменили сюжеты из обыденной жизни, пародийно-мифологические темы. Так, наиболее яркий комедиограф того времени Менандр изображал социально-бытовые конфликты, через призму повседневной жизнью обычных людей.

Эллинизм подарил миру новые литературные жанры — буколическую поэзию, у истоков которой стоял поэт Феокрит, и роман, наиболее ярко представленный в творчестве Лонги («Дафнис и Хлоя»). Буколики описывали идиллию сельской жизни, гармонию человека с природой и отражали одну из характерных особенностей эпохи эллинизма — ностальгическую грезу о «золотом веке», когда жизнь была так проста и беззаботна. Роман представлял собой любовную историю на лоне природы, наполненную многочисленными приключениями и занимательно изложенную.

Социальные проблемы отразили произведения в жанре социальной утопии – рассказ об острове Панхея (Эвгемер) и о путешествиях на острова Солнца (Ямбул).

Во многом исторические произведения эллинизма создавали в жанре художественной литературы. Это работы Калитарха и Каллисфена. Свои знаменитые труды по истории создали Птолимей, Полибий. Сорок томов «Всеобщей истории» этого автора позволяют создать представления об уровне исторической науки.

Для религиозной жизни данного периода характерно отождествление некоторых малоазийских и египетских богов с греческими, усиление интереса к мистическим и экстатическим сторонам восточных культов. Так, египетская богиня Исида приняла облик греческой Деметры. Все большее распространение (в основном за пределами материковой Греции) получало обожествление царствующих особ. Уже Александр Македонский благосклонно принял от египетских жрецов титул сына бога Амона.

Архитектуре последнего периода развития древнегреческой культуры присущи пышность, обилие декора, интерес к внутреннему пространству, стремление к гигантским размерам. К примеру, Александрийский маяк, известный как одно из семи чудес света, возносился ввысь на 120 м.


Ордерная система распространялась на жилищные постройки, все чаще выполняя декоративную роль. Частные дома зажиточных горожан богато украшались мозаикой, статуями, росписями. Жизнь в мегаполисах увеличивала тягу человека к природе, и в городах начали разбивать парки, а в сельской местности строить загородные поместья. Появился новый тип храма — ротонда (круглая в плане постройка), но широкое распространение он получил уже в Древнем Риме.


Изобразительное искусство эллинизма отличал, с одной стороны, драматический психологизм, а с другой — утонченный лиризм. В эллинистической скульптуре обобщенный героический образ отошел на второй план. При отсутствии единой эстетической системы формировались различные художественные школы. В ряде произведений проявилась тенденция к драматизации мировосприятия (фриз Алтаря Зевса в Пергаме, «Лаокоон»). Такой выразительной гармонией отмечены полные лиризма, спокойствия и ясности творения Агесандра («Венера Милосская») и Леохара («Аполлон Бельведерский»). В некоторых скульптурных портретах обозначился крен к натурализму. Но общим для всех мастеров оставался интерес к изображению эмоциональных состояний человека и стремление активно воздействовать на чувства зрителя. Развитие скульптуры эллинизма ознаменовалось появлением портрета, особенностью которого было достижение близкого сходства с изображаемой моделью. Искусство создания скульптурного реалистического портрета в дальнейшем было усовершенствовано римлянами.

Таким образом, в период эллинизма был подведен итог культурному развитию Древней Греции и наметились совершенно новые, не свойственные греческой классике, культурные тенденции.

Завершился очень важный этап мировой истории, который кардинально повлиял на развитие европейской культуры и цивилизации. Античная Греция дала миру полисную демократию, философию, фонетическую письменность, сформировала основы современных литературных жанров, каноны архитектуры и скульптуры, заложила начала европейской науки. Значительным достижением древнегреческой культуры является взгляд на человека как на прекрасное и совершенное творение природы.
9071644902087743.html
9071732496519654.html
9071843158338880.html
9071866934912822.html
9071938025731304.html