Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - страница 7



Владимир.

Одинокая мать Володи была лишена родительских прав. Мальчика с шести лет воспитывала родная бабушка-опекун. После того как бабушка по состоянию здоровья отказалась выполнять обязанности опекуна, Володю направили в социальный приют. В Детскую деревню-SOS Томилино его приняли в декабре 1996 года в возрасте девяти с половиной лет. Он стал шестым ребенком в SOS-семье, в которой воспитывались старшие и младшие дети. В первый месяц жизни в Детской деревне, SOS-мама характеризовала его как доброго и ласкового, общительного, заботливого мальчика, которому нравилось читать и играть с домашними кошками. Однако, вскоре он начал проявлять агрессивность, вспыльчивость, истеричность, обидчивость, что являлось следствием психологической травмы, связанной с расставанием с родными, а также органического поражения мозга и педагогической запущенности. Все это не вселяло особых надежд на то, что он станет более-менее самостоятельным человеком, когда вырастет. Основная надежда была связана с воспитанием в условиях, приближенных к семейным и соответственно с мудрым и гуманным к нему отношением со стороны SOS-мамы.

Учась в приюте, Володя закончил три класса начальной школы. В Детской деревне-SOS Томилино он пошел в четвертый класс обычной общеобразовательной школы. Там у него, в силу особенностей характера, не сразу складывались нормальные отношения с одноклассниками. Возникали частые конфликты, перерастающие в драки. Вова – крепкий мальчик и в обиду себя не давал. Обидеть же его было очень легко, поскольку на любые негативные высказывания в свой адрес он реагировал очень болезненно и сразу пускал в ход кулаки. Нескладывающиеся отношения с одноклассниками не позволяли ему принимать участие во внеурочных и внеклассных мероприятиях. После уроков он спешил домой. Надо сказать, что желания учиться у мальчика не было. Этим объясняется, что он часто получал «двойки» за невыполненное домашнее задание. Постоянно, что-нибудь забывал принести на урок. В дневнике постоянно писались замечания учителя о поведении на уроках и переменах. Самовольно уходил с уроков. Был частым гостем в кабинете директора школы. Тем не менее, по итогам учебного года был аттестован и переведен в следующий класс с «тройками». Этого ему удалось достичь, в-частности, благодаря способности разжалобить учителей, готовности оказать им физическую помощь (отнести что-нибудь, куда-то сходить, сделать мелкий ремонт мебели и т.д.). Все учителя отмечали скрытую в нем доброту и во многом были к нему снисходительны.

Володя жил в комнате, где вместе с ним находились приемные братья – старший Саша и младший Эдик. Убираться в комнате и наводить порядок в вещах Вова потребности не испытывал. Ребята постоянно жаловались на мальчика, что он за собой не убирает. Грязные носки и трусы под кроватью, крошки от еды в постели, сломанные свои и чужие игрушки на полу, неприятный запах в комнате – иллюстрация того, что можно было видеть, придя к Вове. В грязной одежде мог ходить до тех пор, пока SOS-мама не заставит переодеться. В ней же ложился на кровать. Тем не менее, помогал младшему Эдику убирать его вещи и игрушки, контролировал его.

Пытался гладить белье под присмотром SOS-мамы, но постоянно обжигался. Готовить еду, мыть полы и посуду, стирать он совершенно не умел. Не знал, как пользоваться газовой плитой, микроволновой печью. Умел включать чайник. Что сколько стоит, он тоже не знал и решить, как распорядиться впервые полученными карманными деньгами, ему было нелегко. В итоге накупил всем чипсов и раздал. Сам наелся их тоже – вопреки рекомендации участкового педиатра. Был очень удивлен, что на первичный прием к врачу нужно идти в поликлинику. До Детской деревни врачи сами приходили к нему.

Каких-либо планов относительно своего будущего у Володи не было, поскольку на этапе приема в Детскую деревню он не совсем понимал, что с ним происходит, почему он тут, что будет дальше. Думал, что все это опять временно, как в случае с опекой бабушки и пребыванием в социальном приюте. Незнакомые люди опять решат за него, что ему нужно делать и куда надо для этого идти или ехать. С незнакомыми людьми он раньше общался, но такое общение происходило по инициативе взрослых: врачей, милиционеров, представителей органов опеки и попечительства – а не его.

В конфликтах с детьми проявлял исключительное упорство в отстаивании своего мнения. «Уступить – значит проиграть» думал Вова. Проигрывать совсем не хотелось. Поэтому конфликты заканчивались либо согласием с его точкой зрения, либо истерикой мальчика, либо дракой, в зависимости от физической силы второго участника. Свои действия и свое состояние он контролировать просто не мог. Не зависело его поведение и от того, где произошел спор или конфликт, будь то школа, метро, детский театр или семейный дом. В общественных местах вести себя не умел - постоянно обращал на себя внимание окружающих криком, слезами, истериками, растрепанным видом.

Тем не менее, упорство в достижении своих целей (не всегда нравившихся окружающим) рассматривалось педагогическими сотрудниками Детской деревни-SOS Томилино, как ресурс для формирования у Володи навыков говорить «нет» неблагоприятным для него обстоятельствам.

Личных документов он никогда не оформлял и с чиновниками не общался в силу возраста.

Определение уровня самостоятельности Владимира по состоянию на первый год жизни в Детской деревне отобразим в виде следующей таблицы (Табл. 5):

Таблица 5


Определение уровня самостоятельности Владимира по состоянию на первый год жизни в Детской деревне-SOS Томилино


Действия в областях жизнедеятельности


КРИТЕРИИ

Уровень самостоятельности

Умение сформулировать свою цель и обосновать необходимость её достижения

Независимость деятельности, поведения от постоянного руководства и посторонней помощи извне

Социальная и моральная приемлемость цели деятельности и способов её достижения

Образование:

3

выполнение домашних заданий

3

2

4

3

приготовление всего необходимого для занятий

4

2

3

3

постоянное присутствие на занятиях

3

2

4

3

хорошее поведение в учебном заведении

4

2

3

3

установление и поддержка дружеских отношений в классе (в группе, на курсе)

2

2

3

2

участие во внеурочных мероприятиях (олимпиады, викторины, конкурсы и т.п.)

2

3

3

3

^ Организация быта:

3

поддержка чистоты и уюта в комнате

2

2

4

3

приготовление разнообразных блюд

2

1

6

3

мытье

посуды

3

1

5

3

стирка и глажка белья

3

3

6

4

забота о своем внешнем виде

3

2

3

3

использование бытовых приборов

3

1

6

3

распоряжение деньгами

3

2

4

3

пользование услугами врачей

2

2

4

3

выполнение рекомендаций врачей

3

3

5

4

употребление здоровой пищи

2

2

4

3

^ Социальная жизнь:

2

организация свободного времени

3

3

4

3

посещение общественных мест

3

3

3

3

оформление личных документов

-

-

-

-

применение знаний о своих правах и обязанностях в разнообразных ситуациях

2

2

2

2

общение с должностными лицами

-

-

-

-

разрешение межличностных конфликтов

2

2

3

2

поддержка доброжелательных отношений с большим числом людей разного возраста и социального положения

2

2

3

2

планирование своей жизни

1

2

4

2

^ Профессиональная самореализация:

-

выбор

профессии

-

-

-

-

устройство на работу

-

-

-

-

закрепление на работе

-

-

-

-

установление добрых отношений с коллегами по работе

-

-

-

-

конструктивное разрешение неизбежно возникающих рабочих конфликтов

-

-

-

-

^ Семейная жизнь:

-

поддержка доверительных отношений с супругом(й)

-

-

-

-

установление доброжелательных отношений с родителями супруга(и)

-

-

-

-

участие в ведении домашнего хозяйства

-

-

-

-

воспитание

детей

-

-

-

-

^ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ:

3

9085311139873323.html
9085401129614666.html
9085452597692654.html
9085503218512282.html
9085615350160083.html