Введение - Правительство Республики Казахстан постановляет : Утвердить прилагаемую Программу по развитию торговли...

Введение - Правительство Республики Казахстан постановляет : Утвердить прилагаемую Программу по развитию торговли...

Введение
Торговля является функциональным сектором экономики, тесно взаимоувязанным с другими отраслями и обеспечивающим продвижение товаров и услуг к потребителям (организации, население) в масштабах всей страны и в рамках внешнеэкономической деятельности. Эффективность торговли как системы и современного развитого бизнеса дает мультипликативный эффект для всей экономики, позволяя другим отраслям уменьшать издержки на маркетинг, логистику, продажи и, в конечном счете, снижать оптовые и розничные цены. Наконец, развитие внутренней торговли способствует росту внутреннего производства товаров.

Кроме того, с начала 2010 года Казахстан вместе с Российской Федерацией и Республикой Беларусь функционирует в новых условиях – в составе Таможенного союза, в рамках которого проводится единая внешнеторговая политика по отношению к третьим странам. С 2012 года между Казахстаном, Россией и Беларусью планируется начало функционирования Единого экономического пространства, которое предполагает более углубленную форму экономической интеграции, в рамках которой предполагается также обеспечение свободного передвижения услуг, капитала и рабочей силы.

Несмотря на большое значение торговли для экономического развития страны программа развития торговли ранее не разрабатывалась и данный документ является первым системным документом.

Программа по развитию торговли в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с ключевыми направлениями Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 и Планом мероприятий по реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы (далее – ГПФИИР), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 апреля 2010 года № 302. Программа представляет собой функциональный раздел ГПФИИР.

Основной целью Программы является создание системной и институциональной основы для устойчивого развития торговой отрасли Республики Казахстан и повышения ее конкурентоспособности.

В Программе отражены вопросы развития торговли в целом, в том числе, внешней торговли и внутренней, включающей в себя розничную, оптовую, биржевую, электронную торговлю и систему общественного питания.

Для развития внутренней торговли предполагается стимулирование увеличения количества площадей современных торговых форматов и их доли в общем обороте розничной торговли, развитие электронной торговли, сближение удаленных производителей, особенно в сельской местности, с основными каналами товародвижения, повышение прозрачности торговли и информированности участников рынка, а также повышение уровня профессионализма его участников. Во внешнеторговой политике предполагается совершенствование политики в рамках стран Таможенного союза с целью упрощения процедур для осуществления предпринимательской деятельности, устранения барьеров в торговле, стимулирования развития производства и интеграции в мировое торговое пространство.

Предполагаемая модернизация торговой отрасли Казахстана направлена на приведение ее в соответствие современным международным требованиям торговли и содействие эффективному процессу товародвижения с минимальными транзакционными издержками. Реализация мер позволит обеспечить эффективную дистрибуцию как для производителей (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки системы), так и для потребителей в виде эффективного удовлетворения потребностей населения (физическая доступность товаров, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг).
  1. ^ Анализ текущей ситуации

В классической рыночной экономической системе торговая деятельность выполняет посредническую (распределительную) функцию между производством и потреблением товаров и услуг. Поэтому в условиях современного рынка развитие торговли напрямую зависит от развития спроса и предложения, роста внутреннего производства товаров и увеличения покупательной способности населения.

Удельный вес торговли в ВВП. Сектор торговли признан во многих странах выполняющим важную экономическую и социальную роль.

В
Источник.US Census Bureau
среднем в мире вклад торговли в ВВП составляет порядка 10%, а в общую занятость – до 13% (данные Eurostat, US Census). В России доля торговли занимает до 20% ВВП, в Словении – 13%, Нидерландах – 13%, в США около 12%, в Китае 8%.

В Казахстане торговля в структуре ВВП в период с 1998 по 2009 годы занимала третье место, составляя 12 – 13% ВВП.



Источник: Агентство РК по статистике

Удельный вес торговли в занятости населения. В торговле занято 14,8% от всего занятого населения страны. При этом численность занятого населения в торговле Казахстана имеет тенденцию к увеличению в среднем на 33 тыс. чел. ежегодно. Так, если в 2005 году численность занятых в торговле составила 1 038,5 тысяч человек, то в 2009 году – 1 170,6 тыс. чел., что не свидетельствует о повышении производительности труда в этом секторе, т.к. доля торговли в структуре ВВП осталась неизменной.

Источник: Агентство РК по статистике

Необходимо отметить, что показатель занятости в торговле более 10% от общего населения, занятого в экономике, существует в США (15%), Великобритании (15%), Франции (13%), Словакии (19%), Нидерланды (17%), Польше (15%) и России (17%).

Торговля в налоговых поступлениях. В структуре налоговых поступлений на протяжении последних лет большая часть принадлежит горнодобывающей промышленности, доля которой в 2009 году составила около 52,6%.



Источник: Министерство финансов РК

На втором и третьем месте прочно стоят обрабатывающая промышленность и операции с недвижимым имуществом. В период с 2005 – 2008 годы в структуре налоговых платежей торговля занимала 4-е место по объемам сборов, но в 2009 году ее доля оказалась почти равной доли строительства (5,9%), транспорта и связи (5,4%) и составила 5,3%.

Следует отметить, что с учетом доли занятого населения в торговле (14,8%), ее доля в налоговых поступлениях в размере 5,3% не соответствует отрасли и отражает проблемы администрирования, наличие теневого сектора, большую долю задействованных через упрощенный режим налогообложения, ее сравнительно низкую доходность.

9181841266128556.html
9182043482073324.html
9182126853635921.html
9182213210866613.html
9182295476192124.html